Ну вот, наконец-то игра завершена. Впечатления противоречивые. Игра порадовала, рассмешила и немного огорчила.
Порадовала энтузиазмом и задором разработчиков, чуствуется, что делали игрушку с душой, старались изо всех сил, не халтурили. Молодцы! Если рассматривать только новый сюжет и некоторые приятные мелочи, типа новых видов оружия и артефактов, то игрушка получилась интересной.
Сюжет задуман мощный, серьезный. Хотелось бы увидеть его полное и до конца воплощение в игре.
Чем рассмешила игра? Очень приподняло настроение, когда после второй встречи с Ахиллесом в Железном лесу и после ностальгического посещения подземелья через полуоткрытую дверь (с изъятием документации на изделие №62 - гаусс винтовку) в беседе с Карданом на Скадовске внезапно был "потерян предмет гаусс-пушка", которого и близко не было в рюкзаке ГГ и который Кардан через некоторое время любезно вернул. Вот так. Не шумело, не гремело - бац и ГГ становится владельцем мощного оружия, которое, конечно сыграло не последнюю роль в разгроме отрядов "Грех". Кроме того, ГГ умудрился еще и договориться с Карданом на производство в дальнейшем гаусс-пистолета. Приятный сюрприз!
Настроение еще больше улучшилось после финальной засады в Изумрудном. После гибели Лоцмана и выноса всех бойцов отряда "Грех", кроме одного последнего, одним из вариантов продолжения игры, ГГ избрал "организованный отход на заранее укрепленные позиции", т.е возврат на Скадовск. И он был очень приятно удивлен, когда увидел Лоцмана, как ни в чем не бывало стоящего на своем "рабочем месте".
Мало того, тот еще и предложил пройтись с ним на Янов,за 3000 рублей. Что и было сделано, просто ради любопытства. Что характерно новые артефакты там принимались к покупке, ассортименнт оружия был соответствующий игре.
Дальше пока проверять не стал, но видимо будет простое продолжение оригинальной игры.
Так что "смерти вопреки" можно курсировать между локациями туда-сюда, и, может быть, все-таки удастся найти этот несчастный дементор для Бороды со временем? Главное обходить подальше "Изумрудное", где засел этот несчастный боец из "Греха". А что будет, интересно если его сталкеры нейтрализуют или мутанты? Жаль времени нет, а то бы проэкспериментировал.
А что же огорчило в игре? Про чехарду с появлением патчей, требующих новой игры, говорить не буду, это общее больное место и всем все понятно и так. Огорчило множество шероховатостей, нестыковок. В общем вроде-бы мелочей. На память приходят некоторые, например: при нахождении артефакта "черная душа" - появляется сообщение "найден кислотный ин" (у меня название даже полностью не поместилось). Это видимо отголоски какого-то другого мода. Ошибка.
В самый неподходящий момент при вскрытии какого-то квестового контейнера (сейчас уже не помню какого именно) сообщается, что найден напиток "Бейлиз", хотя это было по-моему в SGM 2.2, если память не изменяет, и в данной ситуации никаким напитком даже и "не пахнет". Ошибка.
Во время "кропотливой" работы по созданию прослушек, в очередном диалоге с Фараоном появляется фраза "Смотри, сам перед Фараоном отчитываться будешь". Т.е. Фараон будет отчитываться перед Фараоном? Ошибка.
При выполнении квеста долговца на создание у Болотного доктора артефакта, вылечивающего все болезни (не помню сейчас название) сказано, что достаточно хотя бы половины перечисленных составляющих артефактов. Там десять составляющих. И что же? Собрал больше половины - 6 штук. Пришел к БД. А эффекта - ноль. Нет соответствующего диалога и все. Причем присутствует один интересный момент. Если задание взято до того как в рюкзаке ГГ оказывается "черная душа", то при попытке положить его в рюкзак, появляется сообщение "задание отменено", - а сам квестовый персонаж исчезает из игры. Если сначала "черна душа найдена" и лежит на Скадовске в личном ящике, квест можно взять, положить в рюкзак 6 из 10 артефактов (без черной души, если положить его в рюкзак - задание отменено), но БД не среагирует. В общем что-то непонятное здесь, скорее всего какая-то ошибка.
При заполнении сталкерских схронов, одно из требований - автомат АКС-74 (обращаю внимание без буквы в конце, т.е. подразумевается любая модификация "У" или "М", например). А на самом деле квест срабатывает только на модификацию "М" - вызывает недоумение. Ошибка.
Немотивированная враждебность группы "Наемники". Причем лидер остается нейтральным. Какая-то недоработка, видимо.
Возникли и "традиционные" для Сталкера проблемы. Несколько раз (трудно поддающихся систематизации, но уже почти в самом конце игры) при попытке сохранения игра давала сбой - "вылетала", но тем не менее сохранение было завершено.
Это те неприятные моменты, которые вспомнил "навскидку".
Кроме этого у меня есть "концептуальные" вопросы. Известно что кланы "Свободы" и "Долга" враждебны по сюжету. В данной игре у "Свободы" есть квест на уничтожение долговцев. В то же время у "Долга" такого квеста нет. Наблюдается неравноправие. Ведь не всем же нравятся свободовцы (будем выражаться корректно). Кто-то симпатизирует долговцам. На мой взгляд у игрока должна быть возможность выбора кого уничтожать. Кроме того может быть стоит построить диалог с квестовым персонажем-свободовцем немного покорректнее. А то за эти "пых.. пых.." кто-нибудь, сильно огорченный игрой возьмет и сообщит в *****надзор, чтобы запретили эту пропаганду. А масса любителей Сталкера останется ни с чем. В наше время надо аккуратнее быть с такими вещами.
Есть соображения и по поводу чрезмерно усложненных "технических" квестов. В других известных играх в аналогичных ситуациях, когда надо, например, вычислить значение радиочастоты, просто прокручивают видеоролик с манипуляциями ГГ на эту тему. А в этом квесте, кстати, можно ставить любые из приведенных в игре двух вариантов значений диапазонов. Все-равно все сработает. Так спрашивается, зачем морочить людям голову?
Хотелось бы сказать и по поводу новшества - показа мудрых цитат во время загрузки игры. Здесь есть одна тонкость. Сами по себе эти цитаты ничего кроме уважения вызвать не могут. Правда есть общепринятое правило, указывать при цитировании источник. Этого здесь нет. Что сразу сносит большую часть задуманного пафоса. В тоже время загрузившись в игру, получаем добрую порцию матерных выражений, безграмотно построенных фраз, к тому же частенько с орфографическими и синтаксическим ошибками. Получается какая-то нездоровая смесь "высокого" и "грязного". А настоящее произведение искусства обретает высокую ценность, только тогда, когда достигается гармония в его составляющих частях. Так и здесь. Надо что-то одно. Или "высокое и вечное" - тогда уж, пожалуйста, без мата и "пых.. пых..", или показывать жизнь такую, какая есть, но без притягиваия "за уши" к месту и не к месту анонимных "мудростей". На мой взгляд был где-то удачный вариант во время загрузки показывать подсказки по игре, по управлению интерфейсом . Хорошо бы после окончания загрузки, кроме едва заметной мигающей надписи про клавишу, включить корректный звуковой сигнал, как это сделано у Змеелова, например. Но, повторюсь, это только мое личное мнение, ни в коей мере ни на что не претендующее.
Подводя итог, хочу подчеркнуть, что в целом мне игрушка понравилась. Надеюсь, что у разработчиков хватить желания и возможностей довести ее качество до высочайшего уровня. Чего я им искренне и желаю.